Характеристика отрасли

Говорить о транспорте – это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Протяженностью несколько тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной и если сравнить древние потребности человечества в транспорте, то они ничтожно малы по сравнению с его желанием сократить расстояние в кротчайшие сроки.

Ни одно государство в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдется без развитой транспортной инфраструктуры. Роль транспорта в жизни планеты, государства и города действительно важна, поскольку только движение ведет к прогрессу. К отрасли автомобильного транспорта относятся организации и физические лица, выполняющие на основе договора перевозки или для собственных нужд автомобильные перевозки грузов, а также перевозки пассажиров автобусами в междугородном и международном сообщении и таксомоторные перевозки.

Грузовой автомобильный транспорт отличается высокой мобильностью, гибкостью, отвечает широкому спектру требований грузоотправителей, обеспечивает прямую доставку грузов «от двери до двери».

Развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширение розничной торговли, фермерских хозяйств объективно расширяют сферу применения грузового автомобильного транспорта. В 2004 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% объема грузовых перевозок. Перевозки осуществляли 175 тыс. организаций различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств.

Характерной особенностью рынка является высокая – свыше 80% – доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.

Перевозки грузов и грузооборот АТ отраслей экономики

2004

2005

2006

2007

2008

2004

2005

Перевозки грузов, млн. т.

7845

6786

6305

5648

5210

5362

5702

Грузооборот, млрд. ткм

166,7

156,5

147,0

137,1

120,3

130,3

138,6

Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2004 достиг 3,5 млн. ед. При этом в организациях отраслей экономики числится 1,6 млн. ед., в предприятиях, выполняющих перевозки по найму – 0,12 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 2004–2004 более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава. Значительное развитие в рыночных условиях получили международные автомобильные перевозки. Общий объем перевозок российских внешнеторговых грузов достиг в 2004 22 млн. т. При этом российскими перевозчиками было перевезено более 7,5 млн. т., а их рыночная доля составила 34% против 25% в 2004. В 2004 в международном сообщении было перевезено около 10 млн. пассажиров. Доля российских перевозчиков составила 42% (рис. 1).

Перейти на страницу: 1 2 3