Направления повышения конкурентоспособности предприятия

Снижение темпов роста отрасли означает замедление развития производственных мощностей. Каждая фирма должна отслеживать планы конкурентов по увеличению производственных мощностей и регулировать свои собственные объемы выпуска продукции, чтобы не допустить перепроизводства по отрасли в целом. В условиях медленного роста отрасли ошибка в определении того, насколько следует увеличить производственные мощности на протяжении короткого отрезка времени, может отрицательно повлиять на прибыли компании в будущем.

Возрастающие национальные фирмы начинают поиск возможностей сбыта на заграничных рынках. Лидерства добиваются те фирмы, которые овладевают наибольшие частицы на международном рынке и имеют сильные позиции среди конкурентов на большинстве из мировых географических рынков.

Фирмы, которые работают неэффективно, и фирмы со слабыми конкурентными стратегиями способны выжить в отраслях, которые быстро развивается, в условиях роста объемов продаж. Но конкуренция, которая усиливается, обнаруживает слабость позиций фирм в конкурентной борьбе. По мере того, как развивается стадия зрелости, и происходят изменения в условиях конкуренции в отрасли, фирмы могут направить стратегические усилия на укрепление своих позиций среди конкурентов.

Огромное разнообразие моделей товаров, их характеристик и возможностей положительно влияет на конкурентоспособность товаров на стадии, когда еще увеличиваются запросы потребителей. Но такое разнообразие может стать слишком дорогим, когда усиливается ценовая конкуренция и снижается максимальный уровень прибыли. Снятие из производства неконкурентоспособной продукции сокращает затраты и разрешает концентрировать усилие на тех товарах, которые дают максимальный уровень прибыли, по которым фирма имеет конкурентные преимущества.

Иногда можно дешево приобрести компании-конкуренты, которые потерпели крах. Приобретение по удобным ценам фирм может оказывать содействие уменьшению затрат, если оно также обеспечивает возможности увеличения эффективности производства. Кроме того, к компании переходит клиентура приобретенного конкурента. Более всего удобными приобретениями являются те, которые существенным образом усиливают конкурентные позиции покупателя.

Но много фирм действуют в отрасли, где спрос возрастает медленнее, чем в среднем по промышленности, а иногда даже наблюдается его падение. В данной ситуации наиболее очевидной является стратегия "сбора урожая", что обеспечивает получение максимального объема имеющихся средств за короткий период времени, продажа фирмы или прекращение ее деятельности. Однако, мы считает, что падение спроса недостаточно, чтобы сделать отрасль непривлекательной. Продажа фирмы может быть целесообразная, а может быть и нецелесообразной; прекращение деятельности - это чрезвычайная мера.

Компании, которые конкурируют в отраслях, которые находятся на стадии медленного роста или спада, должны направить свои усилия на формулирование целей, которые отвечают возможностям рынка. Показатели, которые характеризуют движение денежной наличности и рентабельность инвестиций, более приемлемы, чем абсолютные показатели роста, хотя увеличение объема продаж и доли рынка необходимо учитывать. Сильные компании способны увеличить объем продажа за счет слабых конкурентов, а выход последних из рынка или их слияние с другими фирмами разрешат тем, что остались, захватить большую долю рынка.

Фирмы могут достичь сокращения уровня затрат на счет:

‒ планирования внутренних процессов;

‒ консолидации неиспользованных производственных мощностей;

‒ использования большого количества сбытовых каналов для достижения объема продажа необходимого для снижения уровня затрат;

‒ отказа от мелких и дорогих сбытовых точек;

‒ выделение из цепочки ценностей прибыльных видов деятельности.

Проблема повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции в условиях дальнейшего развития экономики связана, прежде всего, с разработкой системы управления конкурентоспособностью. Формирование конкурентных отношений оказывает содействие созданию развитого, цивилизованного рынка, который включает сферу производства и товарообмена. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ - ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе.

В современных условиях хозяйствования можно выделить основные направления повышения антикризисного менеджмента предприятия:

‒ устранение дискриминационных положений в законодательстве;

‒ расширение трансграничного регулирования банкротства;

‒ разработка эффективной стратегии развития предприятия.

Перейти на страницу: 1 2