Направления повышения конкурентоспособности предприятия

Экономические процессы имеют динамический характер, который помогает предприятиям в условиях острой конкуренции быстро адаптироваться к непостоянным условиям внешней и внутренней среды. Даже на протяжении небольшого периода времени объемы потребления очень динамические. В этих условиях выиграет (а в наших условиях выживает) то предприятие, которое быстрее других приспособится к реалиям времени и адаптируется к новым непривычным для нас условий.

Проблема реализации сделанной продукции стоит перед предприятиями очень остро. Появилась необходимость изучать рынок с его нуждами и стараться эти нужды удовлетворять быстро и своевременно.

В нынешней ситуации один из естественных и наиболее эффективных направлений дальнейшего развития отечественной промышленности - повышение гибкости, способности к адаптации предприятий к потребностям рынка.

Именно поэтому в данное время важным элементом антикризисного управления является повышение конкурентоспособности предприятия.

Конкуренция - экономическое соревнование производителей одинаковых видов продукции на рынке за привлечение большего количества покупателей и получение максимального дохода в краткосрочном или долгосрочном периодах.

В процессе конкурентной борьбы участники преследуют одинаковые цели - максимизация прибыли за счет завоевания преимуществ потребителей. Однако способы и пути достижения этой общей цели разные. Поэтому в конкурентной борьбе побеждает тот, кто раньше других добился определенных конкурентных преимуществ и захватил стойкий сегмент рынка. Но завоевание преимуществ - это только начало, намного сложнее удержаться на рынке, сохраняя свои конкурентные позиции.

При формировании конкурентной стратегии прежде всего необходимо учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится отрасль (зарождение, быстрый рост, зрелость, спад), масштабы деятельности конкурентов (в частности, осуществляется ли конкурентная борьба на уровне мирового рынка).

Обычно факторы повышения конкурентоспособности рассматриваются в зависимости от стадии развития отрасли, в которой функционирует предприятие:

‒ конкуренция в новых отраслях, которые быстро развиваются;

‒ конкуренция в отраслях, которые находятся на стадии зрелости;

‒ конкуренция в отраслях, которые находятся в состоянии стагнации или спада;

‒ конкуренция в раздробленных отраслях.

Новая отрасль всегда находится на ранней стадии существования, стадии зарождения. Большинство компаний этой отрасли находятся в стадии организации, привлечение персонала, строительства или приобретение производственных мощностей, расширение сбытовой сети, привлечение на свою сторону потенциального покупателя. Очень часто такие фирмы сталкиваются с проблемами разработки товара и с технологическими проблемами.

Чтобы добиться успеха в новой отрасли, компаниям обычно следует придерживаться нескольких рекомендаций:

‒ попробовать выиграть первый этап борьбы за лидерство в отрасли, рискуя и используя эффективную стратегию. Стратегия дифференциации, направленная на достижение преимуществ по качеству товара обычно есть наилучшей для достижения начального конкурентного преимущества;

‒ активно поддерживать усовершенствование технологического процесса, улучшать качество продукции и разрабатывать привлекательные для потребителя характеристики товара;

‒ использовать любые преимущества, выпуская больше моделей товара, улучшая его внешний вид, используя новые технологии и каналы сбыта, заранее обеспечивая производство сырьем;

‒ постепенно переносить основной акцент рекламы с ознакомления потребителей с товаром на создание в них благоприятного впечатления от фирмы и торговой марки;

‒ использовать снижение цен для привлечения на рынок группы покупателей, чувствительных к изменению цен;

‒ подготовиться к появлению сильных конкурентов.

Молодые компании могут облегчить себе задачу, тщательно отбирая высококвалифицированных руководителей в совет директоров, привлекая на работу предприимчивых менеджеров, которые имеют опыт управления молодыми фирмами на начальных стадиях их становления и развития, концентрируя усилие на обеспечении своего преимущества в сфере инноваций и, возможно, объединяясь с другими фирмами или приобретая их для укрепления своей ресурсной базы.

Быстрый рост новых отраслей не может длиться вечно. Когда темпы роста снижаются, переход в стадию зрелости обычно приводит к важным изменениям в конкурентной среде отрасли.

Конкуренция часто оказывает большое влияние на затраты и уровень обслуживания. Поскольку все производители начинают предлагать товар с теми характеристиками, которым предоставляют преимущество покупатели, выбор последних будет зависеть больше от того, какой продавец предложит товар по оптимальному для покупателя соотношению цены и уровня обслуживания.

Перейти на страницу: 1 2