Цели и средства

Стандарты ISO 9000, OHSAS 18000 и ISO 14000 устанавливают требования к целевым системам менеджмента: «менеджмента качества», «менеджмента профессиональной безопасности» и «экологического менеджмента». То есть, они устанавливают требования к системам менеджмента тех объектов, которые предусмотрены стандартом ISO 26000. Стандарты ISO 9000, OHSAS 18000, ISO 14000 предназначены для оценки и подтверждения соответствия, в частности для сертификации.

Стандарт SA 8000 – это особый стандарт, который в отличие от стандартов ISO 9000, OHSAS 18000, ISO 14000 устанавливает требования не к системе менеджмента, а к целевым параметрам социальной ответственности, характеризующим блок «трудящиеся». Этот стандарт фактически увязал стандарт ISO 26000 в части объекта «трудящиеся» со стандартом OHSAS 18000, установившего требования к системе менеджмента производственной безопасности. И это вполне логично. Однако, возникал вопрос: а где же стандарты, связывающие ISO 26000 в части «потребителей» со стандартом ISO 9000 «менеджмент качества», а также ISO 26000 в части «экологии» со стандартом на систему экологического менеджмента (ISO 14000)?

Такой стандарт уже есть. Это CSR/КСО-2008 «Социальная ответственность организации. Требования». Он утвержден и введен в действие как международный президентами национальных организаций качества России, Украины, Казахстана и Сербии. Стандарт устанавливает требования к деятельности организаций в области права на труд и охраны труда, социальных гарантий для персонала, производства продукции (услуг, работ) надлежащего качества, охраны окружающей среды, ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества. Для продвижения этого стандарта созданы Международный комитет по КСО и Международная система добровольной сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности «СОЦСЕРТ».

Однако, наиболее полно принципы социальной ответственности поддерживаются и обеспечиваются концепциями TQM.

Следует также отметить, что в последние годы в мире заметно активизируется составление и публичное освещение социальных (нефинансовых) отчетов. Исследование, проведенное в 30-ти странах, показало, что в них существуют 142 национальных стандарта и/или закона с требованиями относительно социальной отчетности; около 65% стандартов являются обязательными; 16 стандартов содержат требования к отчетности на глобальном либо региональном уровнях; 14 стандартов распространяются на оценку отчетности. В 1997 году при поддержке ООН создана Глобальная Инициатива по Отчетности (GRI) для разработки Руководства по отчетности в части экономической, экологической и социальной деятельности организаций. За последние 8 лет количество нефинансовых отчетов увеличилось в 80 раз и составило 4 тыс. в 2010 г. Помимо этого, 8 тыс. компаний-подписантов ГД ООН опубликовали отчеты о прогрессе реализации принципов Глобального договора.

В контексте рассмотренного выше представляется актуальным существующие модели совершенства организаций встроить в систему КСО таким образом, чтобы на входе у них были установки ГД ООН и стандарта ISO 26000, а на выходе – обеспечивалась возможность генерирования социальных (нефинансовых) отчетов, в том числе в соответствии с GRI.

Резюме. При всей своей значимости, система менеджмента по TQM - это только средство для обеспечения удовлетворенности заинтересованных сторон (stakeholders), от которых непосредственно зависит процветание компании. Она должна быть интегрирована в систему корпоративной социальной ответственности (КСО), где основные установки исходят от Глобального Договора ООН и стандарта ISO 26000, а информирование общества о достигнутых социальных результатах определяется требованиями GRI.

Перейти на страницу: 1 2 3 4