Цели и средства

Можно представить себе шкалу, в которой выполнение норм соответствует «нулю», все, что ниже - зоне со знаком «минус», а выше либо вне норм - со знаком «плюс». Те компании, которые находятся в зоне «минус» - не выполняют требования безопасности, превышают нормы в части загрязнения природной среды и т.п. - должны нести ответственность, как «социально безответственные», как нарушители закона. В свою очередь, компании, которые находятся в зоне со знаком «плюс» - характеризуются повышенной социальной активностью и заслуживают поощрения со стороны общества.

В общем виде КСО, в расширенном ее понимании, можно представить в виде пирамиды. Каждая компания обязана выполнять, прежде всего, все! требования, связанные с безопасностью потребителей, сотрудников, окружающей среды; без этого она в принципе не имеет права на существование. Так как в бизнесе любая компания создается для производства товаров и/или услуг с целью удовлетворения потребителей, она должна постоянно обеспечивать их качество в соответствии с действующими нормами и своими обязательствами. Также каждая компания должна соблюдать нормы и правила социального обеспечения, социальной защиты и платить своевременно и в полном объеме налоги. И только на этой основе естественно и правомерно говорить о превышении норм и правил по безопасности, качеству, социальному обеспечению, социальной защите и, тем более, о проведении благотворительных акций.

Естественно возникает вопрос: - А в состоянии ли систематически и полнокровно удовлетворять заинтересованные стороны те компании, которые еле влачат существование? Думаю, что ответ однозначный - нет. И очевидно, что таким компаниям для надлежащего выполнения социальной миссии необходимо как можно быстрее повысить у себя уровень совершенства и, как следствие, конкурентоспособности.

Как отмечает Еврокомиссия, Корпоративную социальную ответственность нельзя отделить от стратегии и оперативной деятельности бизнеса: речь идет об интеграции заботы об окружающей среде и обществе в стратегию и операционную деятельность бизнеса.

По сути, социальная ответственность – это философия компаний, характеризующая их отношение к обществу, к его социальным проблемам. Эта философия должна найти отражение в миссии и видении компаний. Однако, только заявить о своей приверженности решению социальных проблем явно недостаточно. Необходимо эту приверженность демонстрировать на практике постоянно, монотонно изо дня в день. При этом, если компания взяла на себя обязательства в части перевыполнения норм законодательства (что предусмотрено КСО в нынешней трактовке), то априори все нормы по всем объектам КСО должны быть полностью выполнены. И здесь принципиальным становится вовлечение в процессы КСО каждого сотрудника компании в его каждодневной деятельности, а не только сотрудников PR-службы. А это уже связано с необходимостью иметь системные средства для ежедневного эффективного управления компанией по всем объектам принятых обязательств. Нужна современная многоцелевая система менеджмента.

КСО, как система, определена совокупностью международных стандартов, которые устанавливают как общие требования, так и требования к отдельным ее составляющим. Международный стандарт ISO 26000 (утверждение ожидается в конце 2010 года) является самым «верхним» в системе стандартов, обеспечивающих социальную ответственность всех сторон: бизнеса, власти, работодателей, профсоюзов, потребителей, общественных организаций. Именно в этом стандарте предусмотрены все стороны, на «поддержание» которых направлен данный стандарт. И, прежде всего, это: «потребители», «трудящиеся» и «окружающая природная среда». Однако, стандарт ISO 26000 не является стандартом требований. Он не предназначен для оценки и подтверждения соответствия, в том числе сертификации. Этот стандарт определяет философию всеобщей социальной ответственности, самые общие установки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4