Пути разрешения кризисных ситуаций в условиях риска

Инициатором разработки ситуационных планов выступает служба управления риском. Первое, что должна сделать служба риск-менеджмента: обеспечить защиту людей, связанных с фирмой, - сотрудников, потребителей, местных жителей и т. д. Важнейший документ - план защиты людей в случае объявления кризисной ситуации. В нем должны быть возможно подробно описаны первостепенные меры по защите персонала фирмы и посторонних лиц от вовлечения в катастрофические события, меры по эвакуации людей из опасных зон, помощь пострадавшим во время кризиса и после него. Это наиболее важный документ всего ситуационного плана не только из-за гуманитарных соображений, но и по финансовым причинам. Дело в том, что если выяснится, что фирма должна была и могла защитить людей, что было известно об опасности и фирма чего-то не доделала, то величина судебных исков к ней возрастет в десятки раз. Помощь пострадавшим должна оказываться и после катастрофы: медицинская, психологическая, юридическая, организационная, финансовая .

Второе, что должна сделать служба риск-менеджмента: составить список фатальных рисков. Исходный вариант этого списка составляется методом мозгового штурма на любом совещании компетентных сотрудников фирмы, представляющих фирму в целом. Скорее всего, в этот список попадут опасности для денежных потоков, для системы облуживания базовых клиентов, для удержания рыночной доли, для акционерного капитала и для жизней сотрудников. Затем этот список ранжируется и уточняется с помощью консультантов. Главная задача здесь - выявить серьезные кризисы. Во время серьезных кризисов требуется особое управление. Здесь подходит сравнение полета самолета па автопилоте, соответствующего нормальному риск-менеджменту, с полетом “на ручном управлении”, когда имеется возможность сбоя автопилота и летчик берет управление на себя. Подготовленный человек - это самая мощная адаптивная система в природе. Катастрофы тем и характерны, что на время их действия никаких инструкций персоналу заранее дать невозможно: просто неизвестно, как катастрофа будет развиваться. Поэтому главное в таких ситуациях - особые управленческие команды рискового ситуационного управления. Как показывает анализ специальной литературы развитых экономик, типовой состав этих команд таков:

♦ Руководитель группы - один из высших руководителей фирмы, способный принимать трудные решения и имеющий соответствующие полномочия. До наступления кризиса он принимает окончательные решения по ситуационным планам и руководит работой группы. Во время кризиса он становится единственным или одним из очень немногих лиц, имеющим право отдавать приказы. После кризиса он работает в составе совета директоров фирмы, помогая совету вновь принять бразды нормального правления.

♦ Финансовый директор группы - как правило, это высший финансовый руководитель фирмы. До наступления кризиса он оценивает финансовые масштабы ситуационного управления и подготавливает соответствующие фонды быстрого реагирования. Во время кризиса он организует оплату нужд ситуационного управления. После кризиса он следит за тщательным учетом потерь и издержек.

♦ Юридический представитель - на всех этапах обеспечивает легальность действий кризисной группы и правовую защиту интересов фирмы.

♦ Специалист по физической безопасности - как правило, руководитель службы охраны предприятия. До наступления кризиса он участвует в разработке плана действий в кризисной ситуации и организует тренировки. Во время кризиса он главный координатор ситуационного плана и связующий элемент с полицией, пожарными и другими спецслужбами. После кризиса занимается оценкой эффективности ситуационного плана и его уточнением.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8