♦ Риск-менеджер - оценивает ситуацию в целом, составляет документы ситуационного плана. До наступления кризиса он участвует в разработке плана действий в кризисной ситуации, организует тренировки и составляет все необходимые документы. Он оценивает возможные потери и предлагает схемы страхования, соответствующие потребностям ситуационного управления. Во время кризиса он, как правило, является и помощником главного координатора ситуационного плана. После кризиса занимается расследованием причин кризиса, оценкой потерь и получением страховых компенсаций, оценивает эффективности ситуационного плана и его уточнением.
♦ Специалист по коммуникациям - на всех этапах отвечает за то, чтобы информация о фирме поступала куда надо фирме, чтобы ее критическая секретная информация не разглашалась, чтобы общение со средствами массовой информации было адекватно дозированным, не сеяло бы панику, ложные слухи и не подрывало бы престиж фирмы. К примеру, информацию о кризисной ситуации на фирме должен давать только сотрудник, который имеет специальную подготовку по связям с общественностью и общению со средствами массовой информации. Престиж фирмы как надежного поставщика и партнера - это один самых ценных активов фирмы. Его очень непросто оборонять в условиях кризиса. Каждое слово, которое может быть скандально и вредоносно истолковано, будет истолковано именно так. Общение с журналистами подобно борьбе с медведем: отдыхать приходится только тогда, когда этого хочет медведь.
♦ Специалист по человеческим отношениям (психолог) - подготавливает, проводит и анализирует мероприятия по воздействию на отдельных лиц и группы с целью недопущения паники, шоков и избыточных стрессов. Оказывает необходимую психологическую помощь пострадавшим.
♦ Внешние консультанты - привлекаются по мере необходимости.
Разработка комплекта ситуационных программ управления фирмой в кризисных ситуациях проводится поэтапно на обязательном фоне проведения профилактических мер программы управления рисками.
Шаг 1. Проанализировать “точки уязвимости” фирмы, из-за нежелательных событий в которых фирма может “опрокинуться” в кризис.
Кризис - это такое развитие событий, которое может привести к реализации риска, фатального для фирмы. Инструменты анализа: мозговой штурм, анализ по методу “ Если, то“, технические расчеты, экспертиза. Важно анализировать не только конкретные события, но и сочетания событий (эффект домино, симптоматика и кризисные треугольники). Большинство наиболее тяжелых катастроф, как показывает опыт, происходят не из-за одной крупной ошибки, а как следствие совпадения (синергетики) нескольких событий, каждое из которых, взятое в отдельности, не чревато никакими серьезными последствиями. Сокрушительные ситуации стоят того, чтобы синергетический анализ по ним был проведен в полной мере.
Шаг 2. Выработать аварийные процедуры и временные механизмы управления, а также, безусловно, однозначные сигналы для автоматического включения этих процедур механизмов.
Сигналы для включения ситуационных механизмов управления должны быть заблаговременно известны всем сотрудника фирмы. Один из главных документов ситуационного плана - это схема коммуникаций и список лиц внутри и вне фирмы, которые должны быть извещены о получении сигнала о кризисе.
Шаг 3. Обсуждение каждого ситуационного плана, испытание плана на учениях и его корректировка.
Шаг 4. Инструктаж и тренировка сотрудников временных кризисных структур управления.
Шаг 5. Заключение внешних предварительных контрактов и согласование планов с ключевыми поставщиками, потребителями, гостиницами и обслуживающими сетями.
Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7 8