Особенности процедур банкротства, применяемых к стратегическим предприятиям

Одна из особенностей порядка рассмотрения дел о банкротстве должника – стратегической организации состоит в расширении круга лиц, участвующих в деле, за счет федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики.

Если дело о банкротстве возбуждено в отношении стратегической организации, действующей в форме государственного унитарного предприятия, то в таком деле участвует (в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве) представитель собственника его имущества, т.е. соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Лица, утверждаемые арбитражным судом в качестве арбитражных управляющих (временного, административного, внешнего, конкурсного) по делам о банкротстве стратегических организаций, должны соответствовать всем общим требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим: быть зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей; иметь высшее образование; иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощников арбитражного управляющего; не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; являться членами одной из саморегулируемых организаций (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).

Кроме того, конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обращающийся с заявлением о банкротстве должника в арбитражный суд, а также собрание кредиторов, на котором решается вопрос о выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих для направления ей запроса о выделении кандидатур арбитражных управляющих, могут сформулировать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего: наличие высшего юридического, экономического или определенного специального образования; наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителя организаций в соответствующей отрасли экономики; проведение кандидатом определенного количества процедур банкротства в качестве арбитражного управляющего (п. 1 ст. 23 Закона о банкротстве).

Статья 193 Закона о банкротстве допускает возможность установления Правительством Российской Федерации перечня дополнительных требований к кандидатурам арбитражных управляющих по делам о банкротстве стратегических организаций.

Представляется, что специальные правила об арбитражных управляющих по делам о банкротстве стратегических организаций должны носить более принципиальный характер. В частности, на таких арбитражных управляющих можно было бы не распространять некоторые общие требования, скажем, об обязательной государственной регистрации как индивидуальных предпринимателей, о стажировке в качестве помощников арбитражного управляющего, об обязательном членстве в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

На наш взгляд, было бы более правильным предусмотреть особый порядок назначения арбитражных управляющих по делам о банкротстве стратегических организаций, допустив непосредственное представление кандидатуры арбитражного управляющего федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики, которая бы пользовалась преимуществом перед кандидатурами, представленными саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.

Перейти на страницу: 1 2 3