Особенности процедур банкротства, применяемых к стратегическим предприятиям

В действующий Закон о банкротстве впервые включены положения, предусматривающие особенности несостоятельности (банкротства) такой категории должников, как стратегические организации.

Ранее (в 1998–1999 гг.) предпринималась попытка принятия закона об особенностях банкротства организаций оборонно-промышленного комплекса. Более того, соответствующий законопроект был принят Государственной Думой в трех чтениях, однако он не был одобрен Советом Федерации и по этой причине так и не вступил в законную силу.

В п. 1 статьи 190 Закона «О банкротстве» содержится определение понятия «стратегические предприятия и организации». К сожалению, используемый в Законе о банкротстве термин для обозначения соответствующей категории должников нельзя признать удачным. В одном понятии объединены совершенно различные гражданско-правовые категории: в гражданском законодательстве термин «предприятие» служит для обозначения особого объекта гражданских прав – имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ), в то же время словом «организация» обозначается субъект гражданских прав, действующий как юридическое лицо (см., например, «коммерческие и некоммерческие организации» – ст. 50 ГК РФ).

В Законе о банкротстве конечно же имеются в виду организации – юридические лица, относящиеся к особой категории должников («стратегические организации»).

К числу стратегических организаций как особой категории должников отнесены две группы должников – юридических лиц.

К первой группе стратегических организаций отнесены такие федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества (со стопроцентным участием Российской Федерации), которые осуществляют деятельность по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, имеющую стратегическое значение не только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, но и для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Нельзя не заметить, что соответствующая норма (абз. 2 п. 1 статьи 190) содержит излишне широкий и расплывчатый круг субъектов, признаваемых стратегическими организациями. Ведь при определенных условиях (соответствующая организационно-правовая форма, принадлежность акций государству) в число стратегических организаций могут попасть аптеки, больницы, санатории и иные медицинские организации (защита здоровья граждан), театры и иные творческие организации (защита нравственности) и т.п.

Вторая группа стратегических организаций включает в себя различные организации оборонно-промышленного комплекса, объединяемые тем обстоятельством, что они осуществляют деятельность по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень конкретных организаций, признаваемых стратегическими, к которым должны применяться соответствующие специальные правила о банкротстве этой категории должников, должен утверждаться Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что до опубликования такого перечня стратегических организаций нормы Закона о банкротстве, устанавливающие особенности несостоятельности стратегических организаций, применяются к тем юридическим лицам, которые соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 190 Закона о банкротстве.

Представляется, что и после утверждения и опубликования соответствующего перечня стратегических организаций могут иметь место ситуации, когда какая-либо организация, в отношении которой будет возбуждено дело о банкротстве, несмотря на наличие всех признаков стратегических организаций, окажется вне правительственного перечня. Видимо, и в подобных случаях будут подлежать применению специальные правила о банкротстве стратегических организаций.

Перейти на страницу: 1 2 3