Разрешение производственных конфликтов

Постоянный характер носит также конфликт между администрацией и профсоюзами по поводу удовлетворения экономических и социальных запросов работников. Между группами могут иметь место и нездоровые конфликтные ситуации. Примером может служить следующий случай на ОАО "Минскпроектмебель": производственный отдел в целях снижения издержек производства выступает против товарных запасов, а отдел снабжения стремится иметь их, чтобы в нужный момент удовлетворять спрос на продукцию. Часто возникают конфликты между штабной и линейной службой на предприятиях в силу большей консервативности той или иной службы.

Конфликты сами по себе не возникают, они являются следствием каких-то причин, их побудивших, при этом чаще всего одну и ту же конфликтную ситуацию порождает несколько причинных факторов. Поскольку выявить и определить степень воздействия каждой весьма трудно, обычно вычленяется несколько основных причин, и на основе их анализа вырабатываются средства, противостоящие зарождению или распространению конфликтных ситуаций. К числу таких причин относят: ограниченность ресурсов; взаимозависимость решаемых задач; различия в целях при спросе на те же ресурсы; различное восприятие ценностей; различие в уровне культуры, образовании и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации.

Когда речь заходит о ресурсах, имеются в виду, с одной стороны, природные ресурсы, а с другой - материальные и финансовые ресурсы организаций. Любой человек, даже в малой степени знакомый с экономикой, имеет представление об ограниченности и тех, и других ресурсов. Поэтому при определении целей организации, в равной мере целей и задач подразделений одной организации неизбежны конфликтные ситуации с распределением ресурсов. Характер этих конфликтов может быть разный.

Конфликты возникают при распределении ресурсов. Но конфликты рождаются также в силу подвижности целей, их изменении, уточнении. Учитывая, что ресурсы распределяются обычно на год (текущие планы) или пять лет (перспективные планы), а корректировка целей и задач происходит в промежутках этих периодов, без конфликтов не обойтись. Очень часто меняется стоимость строительства, часто возникают непредвиденные затраты. Кроме того, в силу общественного разделения труда и специализации производства во всех сферах периодически возникают новые производства, нуждающиеся в самостоятельных средствах. Это также является причиной конфликтов.

Различия в ценностях являются весьма распространенной причиной конфликтов. Дело в том, что люди наиболее полно, остро и альтернативно воспринимают те ситуации, которые им наиболее доступны, понятны, наконец, удобны. Поэтому, когда они сталкиваются с иными представлениями и суждениями, идут на конфликт с ними. Различное восприятие ценностей может быть связано с неоднозначным психологическим восприятием действительности. Например, у человека выработался стереотип мышления, в соответствии с которым он считает, что он в любое время может высказать своему руководителю несогласие с принципами его действий. При этом старый руководитель действительно приветствовал это, а новый не терпит такого вмешательства в свои действия. Конфликт в таких случаях неизбежен. Самым лучшим средством разрешения конфликта является выдержка и с одной, и другой стороны. Это дает возможность сторонам понять друг друга и сделать правильный вывод.

Конфликты, связанные с различием в уровне культуры, образовании и жизненном опыте обычно наиболее болезненны и живучи. Во взаимоотношения оказываются втянутыми чувства зависти, недоброжелательности, мести. Каждый из нас может привести массу подобных жизненных примеров. Но в ряде ситуаций конфликты могут и не нести в себе этих негативных восприятий, потому что люди могут недопонимать друг друга в силу наличия различий по указанным параметрам. Поэтому четкое, обстоятельное разъяснение причин претензий предотвратит возможность появления конфликтов.

Иногда конфликты возникают в силу несвоевременной, не достаточно четкой и не достаточно убедительной информации по той или иной проблеме, здесь возникают ложная информация и необоснованные слухи. В таких ситуациях основополагающим принципом является использование цивилизованных методов отношений между людьми, между руководителями и подчиненными, власть имущими и простыми людьми.

Важнейшим средством разрешения конфликтных ситуаций является управление ими. Все дело в том, что, поскольку полностью предотвратить и изжить конфликты невозможно, необходимо наладить механизм управления ими. Существуют несколько способов управления, которые можно сгруппировать и свести к двум основным вариантам: структурное управление конфликтными ситуациями и межличностное управление. При этом процесс управления требует основного и обязательного - выяснение причин конфликта и воздействие на них. [1]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6