Разработка предложений по совершенствованию стратегического управления инновационными процессами в сфере информационных технологий на примере ОАО Смоленский авиационный завод

В нашем быстро меняющемся мире сложно представить себе предприятие, которое могло бы выжить в конкурентной борьбе, не используя инновации. Для многих современных промышленных предприятий слова инновация и инновационный процесс прочно заняли свое место в совещаниях ведущих технологов и директоров. Но не всегда эти слова означают готовность внедрять что-то новое, иногда они используются как дань моде или как средство лоббирования своих узких интересов. Схожим путем развивалось понятие стратегического менеджмента: невнимание к изменениям внешнего окружения организации приводило к потерям конкурентных преимуществ и невозможности своевременно и адекватно реагировать на происходящее снаружи.

Современный руководитель понимает «стратегическое управление», но не всегда это понимание позволяет сделать еще один шаг – понять необходимость инноваций и оценить их преимущества.

Сегодня инновации являются неотъемлемым инструментом достижения конкурентных преимуществ и методом выхода из кризисных ситуаций. Одной из ключевых особенностей современных инноваций является их тесная связь с информационными технологиями, обеспечивающими фундамент сегодняшнего информационного общества.

Любая инновация – технологическая или процессная – требует участия информационных технологий. Именно поэтому сфера ИТ должна быть готова поддержать начинания бизнеса и обеспечить любой процесс своевременными и эффективными технологиями.

Информационную систему современного бизнеса можно представить нервной системой, т.к. именно через информационную систему обеспечиваются коммуникации всех уровней управления, и именно информационная система позволяет автоматизировать рутинные операции и реализовать качественную поддержку принятия решений на основе ошеломляющего потока информации.

Так или иначе, служба ИТ также является структурным подразделением и развитие этой службы должно подчиняться и соответствовать общей стратегии бизнеса. Служба ИТ должна развиваться, чтобы успевать обеспечивать бизнес информацией с заданными критериями (результативность, эффективность, конфиденциальность, целостность, доступность, соответствие стандартам, достоверность). Более того, служба ИТ должна развиваться не в ответ на возникающие оперативные потребности бизнеса, но она должна уже быть готова предложить информацию в таком виде и такими средствами, чтобы это обеспечило бизнес-процессам уровень эффективности и зрелости, который необходим для эффективной работы предприятия во внешней среде.

Именно поэтому стратегическое управление (позволяющее смотреть вперед) инновационными процессами (изменяющими бизнес) в сфере ИТ является неотъемлемой частью общей ИТ-стратегии бизнеса и призвано обеспечить своевременное развитие и внедрение информационных инноваций, как в самой службе, так и во всей информационной системе предприятия.

Целью настоящей работы является исследование системы стратегического управления инновационными процессами в сфере ИТ и выработка практических мер по ее совершенствованию.

Задачи: выполнить анализ проблем стратегического управления инновационными процессами на промышленном предприятии, разработать и обосновать комплекс практических мероприятий по совершенствованию системы в краткосрочном периоде.

Объект исследования: стратегическое управление инновационными процессами в сфере информационных технологий на ОАО «Смоленский авиационный завод».

Сведения о предприятии ОАО «СмАЗ»