Основные элементы и инструменты формирования рыночной стратегии предприятия.

Хозяйственные предприятия следует понимать как открытые динамические самоорганизующиеся (самонастраивающиеся) системы. Открытость системы означает, что она обменивается веществом, энергией, информацией с внешней средой. Соотношение внешней и внутренней среды обеспечивается наличием структурных взаимосвязей в предприятия, выражающихся информационными потоками в организационной схеме. Тем самым происходит процесс типа «действие-реакция», создающий эволюционную предпосылку для осуществления адаптационного управления, который, в свою очередь, является следствием развития способности системы к самообучению.

Кроме того, мы рассматриваем системы или их окружение как статичное или динамичное в зависимости от скорости изменения их характеристик во времени. Адаптивная система может реагировать на изменения среды способом, соответствующим ее обычным действиям. Таким образом, мы говорим о релевантной среде, т. е. о событиях или объектах, не связанных с тем, что происходит внутри системы. Иногда употребляют термин "проблемное окружение". Этот термин уже, чем релевантная окружающая среда, так как охватывает только деятельность покупателей, поставщиков, конкурентов и регламентирующих групп, например, правительства.

Усиление адаптационной способности предприятия делает возможным ее переход на более высокие уровни поведения — самоорганизацию и самонастройку. В первом случае организационная система способна оптимизировать свое состояние, выходить на равновесие с внешней средой посредством адекватных изменений структуры и функций. Во втором случае существует возможность изменять внешнюю среду, ее структуру и условия хозяйствования.

Как говорилось выше, структурная и функциональная упорядоченность системы - собственно ее предприятие- характеризуются целенаправленностью функционирования и развития. Поступательное и долгосрочное развитие (системная эволюция) предприятия возможно посредством действия системы стратегического управления. Целенаправленность предприятия обеспечивается процессами анализа внешней и внутренней среды, определения миссии и целей предприятия, выбора и непосредственно выполнения стратегии. Цикл взаимосвязанных управленческих процессов, составляющих содержание стратегического управления, приведен на рис. 6.5.

Анализ среды (макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды) является тем процессом, который представляет организацию в системе большей размерности и обеспечивает процесс целеполагания. Так, задание генеральной цели организационной системы и ее декомпозиция на подцели осуществляется на пространстве взаимосвязанных сред (систем), в том числе исследуемой предприятия. Далее осуществляется декомпозиция целей по основным элементам (составу) организационной системы, что выражается в определении оптимальных параметров состояния и функционирования предприятия.

Выделение и структуризация ресурсного потенциала организационной системы позволяет получить объектную характеристику стратегических ориентации. Выбор стратегии, осуществляемый в основных значимых для предприятия областях, определяет основную линию поведения для достижения поставленной цели. Выбранные формы долгосрочных отношений предприятия с окружением, а также формы внутриорганизационных отношений конкретизируют требования к состоянию объекта стратегического управления.

Они формируют целереализующий комплекс, состоящий из фиксированных на предыдущих этапах ресурсных элементов системы и включенный в производственную структуру предприятия. Последняя определяет вид и содержание организационной структуры аппарата управления, схему управленческих связей. Следует указать, что с выделением составляющих ресурсного потенциала предприятия становится возможным формирование и осуществление объектной стратегии, даже если трудно формализовать требования к состоянию параметров определенных видов ресурсных элементов.

Рис. 6.5. Циклы стратегического управления организацией.

Выполнение стратегии направлено на решение следующих задач. Во-первых, это установление приоритетности среди управленческих задач, касающихся распределения ресурсов, установления организационных отношений и др. Во-вторых, это установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами, направление деятельности предприятия на осуществление выбранной стратегии. В-третьих, это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией всех подходов к управлению организацией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6