Особенности выбора стратегии предприятия в условиях конкуренции в экономике современной России.

§ стратегические проблемы часто вовлекают фундаментальное рассмотрение организационных целей, а также разработки путей для достижения тех целей.

Типичные стратегические структуры направления стратегического выбора: расширение или сокращение диапазона услуг.

Основное расширение или сокращение производственных мощностей.

1. Распределение по новым услугам или областям рынка.

2. Гарантирование поставок ресурсов на долгосрочный период.

3. Приобретение основных навыков, ресурсов, технологий, услуг и работ.

Такие структуры проблем вовлекают в долгосрочную активность целую организацию. Они требуют, чтобы старшее звено управления рассмотрело обмены между долгосрочной и краткосрочной доходностью, между поколением прибылей, ростом продаж, приобретением доли на рынке, и чтобы оно принимало решения относительно того бизнеса, которым хочется заниматься.

Чаще всего трудно принимать хорошие стратегические решения. Их возможности и долгосрочная ориентация означает, что должно рассматриваться большое количество факторов, включая большую степень неуверенности и риска. Кроме того, они требуют оценки ситуаций, с которыми организация не сталкивалась прежде, и которые требуют творческого размышления и новых действий. Задачи стратегического управления заключаются в том, чтобы определить цели организации и пути создания будущих поколений товаров и услуг, а также выработать такие управляющие воздействия, которые обеспечат достижение стоящих перед предприятием целей. Они также подготавливают перемены, способные охватить все виды деятельности предприятия, его затраты и ресурсы. Это могут быть:

§ выход на новые рынки сбыта;

§ перестройка организационной структуры;

§ приобретение и использование оборудования;

§ создание новых видов продукции и услуг.

Функции стратегического управления — концепция взаимосвязанных элементов процесса управления анализа планирования организации, мотивации и контроля, необходимых для достижения целей и стратегий фирмы. Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность следующих взаимосвязанных управленческих процессов:

§ выработка мировоззрения;

§ выбор целей;

§ конкурентный анализ;

§ анализ внешней и внутренней среды;

§ разработка стратегии;

§ создание портфеля стратегий;

§ реализация стратегий;

§ оценка и контроль выполнения стратегий[9].

Выработка мировоззрения, миссия рассматривается в общем виде, как стратегическая направленность в бизнесе, а цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться фирма и на достижение которых направлена её деятельность.

При определении вида бизнеса и выработки мировоззрений, генеральных целей основная задача предприятия на этом этапе — это ответ на вопрос, что из себя представляет наш бизнес и каким он будет?

Выработка генеральной цели, миссии служит для определения направления деятельности предприятия и для создания необходимого имиджа. В концентрированной форме выражается смысл существования фирмы, ее предназначение.

Цели компании включают процесс преобразования глобальных задач предприятия в стратегические цели, как на краткосрочный период, так и на долгосрочный. Выбор целей помогает создать рабочий климат на предприятии и определить, насколько хорошо были реализованы первоначальные планы.

Направляющим моментом следует считать основные цели фирмы. Цели функциональных подразделений должны составлять конкретный вклад в основные цели организации как целого и не вступать в противоречие с целями других подразделений. Задачей ограничений является предотвращение не желаемых результатов. Ограничение, как цель определённого вида, подчиняется тем же правилам формирования и оценки, как и основная цель, но являются в свою очередь целью из разряда второго уровня.

Миссия компании, как и ее общественное предназначение, на взгляд. автора, характеризуется параметрами, которые могут быть представлены следующей совокупностью: философия, услуги, категории целевых потребителей, целевые рынки, технологии, приоритеты развития, конкурентные преимущества, отношение к работающим в компании, общественный имидж.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирм достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли предвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4