Профессиональное ориентирование

Профессиональное ориентирование является первым этапом в выборе профессии молодой личности, является помощью в разрешении вопросов, связанных с выбором профессии или продвижением по службе.

Профессиональное ориентирование основывается на свободном и добровольном выборе самого заинтересованного лица; его основной задачей является предоставление данному лицу всех возможностей для его развития и получения им полного удовлетворения от своей работы, с учетом наиболее эффективного использования имеющейся в стране рабочей силы.

В максимально возможной степени, совместимой с общегосударственной или местной политикой и ресурсами, существующие общественные средства профессионального ориентирования должны предоставляться всем нуждающимся в них лицам.

Эти средства должны, в частности, включать особые мероприятия в пользу:

a) подростков, включая школьников, нуждающихся в советах относительно выбора профессии или связанных с их будущей профессиональной карьерой;

б) всех остальных лиц, желающих посоветоваться относительно условий найма и труда и связанных с этим профессиональных вопросов.

Важнейшим критерием осознания профессионального ориентирования личности является его способность находить свои способности в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Эти проблемы встают перед личностью в течении всей её жизни. Постоянное уточнение места в мире профессий, осмысление своей социально – профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека.

При решении поставленных проблем, молодая личность, именно личность, так как на этапе развития самооценки и самоопределенности развивается личность. Можно оценивать свои силы, навыки полученные в школе и применять их далее на жизненном пути.

Можно выделить основные моменты профессионального ориентирования личности:

1. Профессиональное ориентирование – это отношение индивида, когда перед ним жизнью ставятся новые задачи, но проблемы, выборе жизненного пути, которые нужно преодолеть в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального ориентирования является осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и умений, способности правильно прогнозировать.

3. Профессиональное ориентирование осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно развивается, переосмысливает своё профессиональное знание и в последующем самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профессионального ориентирования личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, смена местожительства, и др.

Профессиональное ориентирование является важной характеристикой социально – психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации.

Профессиональное ориентирование формируется на различных этапах становления личности, в частности в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте, в юношеском возрасте.

Конечно основной этап определения профессионального ориентирования приходится на подростковый и юношеский возраст.

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной адаптации в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростковом возрасте: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы[1].

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями, о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало. Это одна из проблем современно подростковой молодежи. Именно не осознавая или не желания понимать существующее, в будущем могут возникнуть проблемы в становлении профессионального и образованного человека.

Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. Если в пятнадцать лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.[2]

Перейти на страницу: 1 2