Оценка процесса разработки стратегии развития муниципального образования на примере стратегий развития российских муниципальных образований

Стратегия развития города основывается на тщательном анализе, прогнозе и вероятностной оценке всего комплекса внутренних и внешних условий, моделировании развития событий для последующего принятия решений.

При разработке стратегии рабочая группа сталкивается с высоким уровнем внешней и внутренней неопределенности. Это обусловлено, во-первых, сложной внутренней структурой МО. С одной стороны, это общественная сфера – муниципальные финансы, земли и имущество, муниципальные предприятия и учреждения, жилищный фонд. Данные объекты находятся в муниципальной собственности, что определяет их прямое управление со стороны МО. С другой стороны - предприятия и другие объекты, не находящиеся в муниципальной собственности, но расположенные на территории МО. Это коммерческий сектор, в принципе развивающийся самостоятельно. Однако на него нужно воздействовать косвенными методами – через налоговую, инвестиционную, административную политику. В основном местные органы власти стремятся создавать для бизнеса благоприятные условия функционирования, привлекать дополнительные инвестиции, максимизируя налоговую базу и количество рабочих мест. Но в зависимости от объективных условий могут быть сформированы и другие приоритеты.

Во-вторых, это связано с разнообразием и динамичностью внешних факторов развития. Сюда относится множество позиций, которые на региональном, страновом и общемировом уровне определяют сложный комплекс политических, экономических, социальных и других внешних условий развития МО. В результате неопределенность условий развития МО повышается. Усиление интеграции на разных уровнях, глобализация всех сторон жизни еще больше усиливают этот процесс.

Уровень неопределенности повышается и за счет роста власти олигархических структур и транснациональных компаний. Некоторые муниципальные образования, независимо от размера, оказываются в ситуации, когда на их территории начинают разворачивать свои проекты крупные игроки, центры принятия решений которых находятся не только за пределами МО или региона, но даже за пределами России. Такие проекты, часто координально меняющие специализацию и экономическое положение, реализуются внешними по отношению к МО лицами и группами, возможности влияния на которые у местного сообщества весьма ограничены. В этом случае местные власти сталкиваются с новыми вызовами и рисками, которые могут носить долгосрочный характер.

Чтобы выдерживать конкуренцию и успешно развиваться в современных условиях, МО необходимо: эффективно использовать свои внутренние возможности, наилучшим образом позиционировать себя на российском и мировом рынках, правильно спрогнозировать новые потребности и технологические прорывы, предусмотреть возможные тенденции и события в России и мире. Все это должно быть учтено при разработке стратегии развития муниципального образования. Все вышесказанное – это теория, а в этом пункте нужна практика только.

В качестве примера формирования стратегии можно привести «Стратегию социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» на период до 2020 г.»[7], разработанную совместно мэрией города и Институтом экономических стратегии в 2007-2008 гг.

Проведенный предварительный анализ социально-экономической ситуации показал необходимость применения сценарного подхода при разработке стратегии города.

В настоящее время Архангельск находится в ситуации стратегического выбора, обусловленного изменением его функций в системе межрегиональных и международных обменов и взаимодействий. При этом в значительной степени ни администрация, ни городское сообщество не являются субъектами, принимающими конечные решения и оказывающими исключительное влияние на реализацию тех или иных крупных социально-экономических проектов на территории города. Субъектами, способными оказать критическое влияние на развитие города, являются федеральные органы власти, российские и международные транснациональные компании.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6