Данная матрица позволяет классифицировать каждый вид продукции предприятия по доле рынка относительно основных конкурентов и темпам роста рынка или отрасли. Используя матрицу, можно определить, какой вид продукции может иметь сравнительные конкурентные преимущества.
В рамках матрицы выделяют четыре квадранта, в каждом из которых представлены различные направления деятельности компании:
«Звезда» («);
«Знак вопроса» (?);
«Денежная дойная корова» ($);
«Собака» (@).
Матрица Бостонской консалтинговой группы представлена на рис. 6.
Темп роста рынка
относительно среднего
отраслевого рынка
? Вопросительный
знак |
«Звезда
1. Услуга предоставления доступа в Интернет
2. Услуга передачи и пропуска трафика |
@ Собака |
$ Денежная дойная
корова
1. Местная телефонная связь
2. Внутризоновая телефонная связь |
Доля рынка относительно главного конкурента
Рис.6 Матрица БКГ
Для анализа ОАО «Центр Телеком» по матрице БКГ рассмотрим рынок внутризоновой и местной телефонной связи. В настоящее время небольшой темп роста рынка (в основном, за счет насыщения рынка традиционных услуг). На рассматриваемом рынке доля ОАО «Центр Телеком» составляет более 80 %. Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «Центр Телеком» по оказанию услуг местной и внутризоновой связи находится в позиции «Денежная дойная корова».
Если рассмотреть рынок предоставления доступа в Интернет и передачи данных, то можно отметить, что отрасль развивается достаточно быстрыми темпами, но доля ОАО Центр Телеком на рынке услуг недостаточно высока. Поэтому необходимо осуществлять инвестиции в разработку новых технологий для оказания новых высокорентабельных услуг.
Стратегии роста компании
Традиционная схема базовых стратегий роста представлена на рис. 11.
| | | | | | | | | |
|
é |
Рынки | | | | | | | |
|
II. Стратегия |
IV. Стратегия | | |
Новые |
развития рынков |
диверсификации | | |
рынки |
Расширение рынков сбыта |
Вертикальная интеграция | | |
| |
освоение новых географических рынков
освоение новых сегментов |
Концентрическая диверсификация (проникновение в смежные сферы) | | |
| | |
Конгломерат | | |
|
I. Стратегия |
III. Стратегия | | |
|
проникновения на рынок |
разработки товара | | |
Освоенные | |
Модернизация товара | | |
(старые) рынки |
Увеличение доли рынка |
Расширение ассортимента | | |
| |
Увеличение интенсивности потребления товара |
Продвижение новых товаров на уже освоенные рынки |
товары |
| |
Существующие (старые) товары |
Новые товары |
è | |