Портфелъный анализ

Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности диверсифицированной компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения диверсифицированной компании. Матрица может быть построена на основе любой пары показателей, характеризующих стратегические позиции. Наиболее существенными являются темпы роста отрасли, доля рынка, долгосрочная привлекательность отрасли, конкурентоспособность и стадия развития данного продукта или рынка. Метод портфельного анализа состоит в том, чтобы определить шансы и риски определенного продукта или все бизнес единицы по определенным критериям. Этими критериями могут быть две величины:

1) доля рынка (относительное конкурентное преимущество);

2) рост рынка (объем рынка, объем продаж). Портфельный анализ характеризуется матрицей Бонстонской Консалтинговой группы (БКГ).

Звезды

Вопросительные

знаки

визитки, листовки, календари

плакаты

Дойные коровы

Собаки

блокноты, буклеты

открытки

Применяется следующая их классификация:

- вопросительный знак – высокий темп роста, низкая доля рынка. Для увеличения доли требуются большие вложения, которые могут превратить продукт в звезду;

- звезда – высокий темп роста, высокая доля рынка. Продукт может давать достаточно денег, чтобы поддерживать свое существование, хотя могут наблюдаться финансовые сложности;

- дойная корова – низкий темп роста, высокая доля рынка. Продукт дает большое поступление денег, которые могут идти на проработку вопросительных знаков и выращивание звезд;

- собака – низкий темп роста, высокая доля рынка. Продукт требует большого внимания и усилий со стороны руководства. В то же время он не приносит денег и прибыли либо же дает очень низкую финансовую отдачу.