Место и роль стратегического управления в условиях рынка

К стратегиям концентрированного роста относят те, которые связаны с изменением продукта и/ или рынка и не затрагивают другие элементы. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведёт поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

Вторую группу составляют стратегии интегрированного роста, которые предполагают расширение фирмы путём добавления новых структур. Обычно фирма прибегает к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, и интегрированный рост не противоречит её долгосрочным целям. Эти стратегии осуществляются путём приобретения собственности или путём расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Стратегия диверсификации реализуется, если фирмы не могут дальше развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

Стратегии сокращения реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике.

Классификацию эталонных стратегий можно рассмотреть по рис. 1.1.

РОСТ

Концентрический

Рост

Проникновение на рынок (для новых предприятий, новых продуктов)

Усиление позиций на рынке

Развитие продукта (модификации продукта, расширение и углубление ассортимента)

Развитие рынка (выход на новые сегменты, новые рынки)

Интегрированный

Рост

Прямая интеграция (объединение, контроль над дистрибьюцией, продажами, потреблением)

Обратная интеграция (контроль над поставками)

Горизонтальная интеграция (контроль над конкурентами, объединение с конкурентами)

Диверсифицированный рост

Концентрическая диверсификация

Конгломератная диверсификация

Горизонтальная диверсификация

СОХРАНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

УХОД

Снятие сливок

Сокращение

Сокращение затрат

Отсечение лишнего

Ликвидация

Рис. 1.1. Классификация эталонных стратегий

Как отмечают О. Виханский и А. Наумов [13], в практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Фирмой может производиться и определённая последовательность в реализации стратегий, в таком случае речь идёт о комбинированной стратегии.

Вторая классификация стратегий была разработана А. Томпсоном и А. Стриклендом. Взяв за основу диверсифицированную компанию, они предложили разбить процесс разработки стратегии на четыре различных организационных уровня [38]:

1) корпоративная стратегия, или стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом;

2) стратегия бизнеса, или стратегия для каждого отдельного вида деятельности компании;

3) функциональная стратегия, или для каждого функционального направления определенной сферы деятельности;

4) операционная стратегия, или более узкая стратегия для основных структурных единиц внутри функциональных направлений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6