План действий по реализации стратегии развития электронного правительства

Переход к информационному обществу часто сравнивают с индустриальной революцией. Ясно, он будет означать если не коренную ломку, то серьезное изменение экономических и социальных отношений в обществе. Ясно также, что информационное общество открыто не для всех, и в самое ближайшее время сформируется новое мировое разделение труда, при котором одни страны будут обрабатывать информацию, а другие по-прежнему довольствоваться традиционным материальным производством. Кто будет доминировать в новом мире, абсолютно очевидно. Для того чтобы войти в клуб и не остаться на обочине, предупреждает Комитет, нужно действовать. Предпосылки для развития есть. Но необходимы серьезные перемены - технологические, экономические и социальные.

Технология.

Казалось бы, Ирландия с ее высокотехнологичной индустрией лучше многих стран технически подготовлена к новой эпохе.

Однако существует проблема - телекоммуникационная сеть. До последнего времени ирландские телекоммуникации находились практически целиком в руках государственного монополиста - компании Telecom Eireann. Последствия монополизма традиционны: высокие цены (тариф на местные телефонные звонки в рабочее время составляет 6 долларов в час) и проблема "последней мили". Тем не менее, Telecom Eireann удалось построить хорошую опорную оптоволоконную сеть, каналы связи с внешним миром также отвечают современным требованиям. По мнению Комитета, в информационную эпоху каждый дом необходимо подключить как минимум к каналу связи ISDN, а некоторым предприятиям потребуются каналы с пропускной способностью до 34 Мбит/с. Для этого необходимо расширить опорную сеть и решить проблему "последней мили", что требует больших вложений. Как считает Комитет, первоочередной задачей является демонополизация рынка телекоммуникационных услуг и привлечение на него частного капитала - естественно, под государственным контролем. В первую очередь, должна быть создана законодательная база либерализации этого рынка и разработаны адекватные процедуры лицензирования и государственного контроля. На переходный период правительство должно создать льготные условия инвестиций в телекоммуникации, контролировать тарифы и поощрять внедрение новых технологий. Комитет также наметил основные направления развития: для предприятий, это подключение к оптоволоконной сети, а для населения, в основном, - модернизация существующей телефонной сети (доведение ее до уровня ADSL) и использование для передачи данных сетей кабельного телевидения.

Экономика

Обеспечение граждан и предприятий доступом к компьютерам и линиям связи - не самоцель. На основе информационных технологий необходимо модернизировать экономику страны и привести ее в соответствие с реалиями информационного общества. Развитие информационных технологий означает, с одной стороны, расширение и усиление отраслей, непосредственно связанных с обработкой и передачей информации; с другой, для традиционного бизнеса, - расширение рынка, возникновение новых способов дистрибуции, сервиса и маркетинга, а также появление принципиально новых товаров и услуг. Особые надежды в Ирландии возлагаются на "индустрию содержания" (content industry), то есть производство фильмов, музыки, радиопрограмм, издательскую деятельность и рекламу. Ирландцы не без оснований полагают, что богатая и находящаяся сейчас на подъеме культура их страны, помноженная на технический гений компьютерщиков, позволит стране завоевать прочные позиции на бурно развивающемся рынке мультимедиа. Конечно, государство не должно чрезмерно вмешиваться в экономику, поэтому в этой части программа, в основном, ограничивается призывами к предприятиям активнее осваивать информационные технологии. Впрочем, чтобы эти призывы не были пустым звуком, их внедрение предлагается подкреплять налоговыми льготами. Наиболее серьезным станет государственное участие в "индустрии содержания": Комитет считает необходимым создание специального комплекса, Digital Park, на территории которого будут располагаться предприятия этой индустрии.

Образование

Информационное общество должно работать на человека, но пользоваться его благами и участвовать в его создании могут только достаточно подготовленные люди. Ирландия гордится своей системой образования. Она дает прекрасные фундаментальные знания и по праву считается одной из лучших в Европе, но в своем нынешнем виде непригодна для подготовки Homo informaticus. В 1996 году лишь 65% школ имели хотя бы один компьютер, а в престижных университетах уровень обеспеченности компьютерами составлял от одного PC на 10 студентов до одного на 30. Этот уровень в несколько раз ниже рекомендованного Советом Европы. Впрочем, преподаватели многих учебных заведений слабо представляют, что делать с компьютерами: очень мало и соответствующих программ, и подготовленных надлежащим образом людей. Эта ситуация воспринимается Комитетом как очень серьезная. Комитет предложил выделить вопросы образования в отдельную программу - "National Learning Initiative" ("Национальная образовательная инициатива"). В рамках этой программы предложено предоставить образованию соответствующую материальную базу (компьютеры, линии связи), переработать учебные планы и обеспечить переподготовку преподавателей. Кроме этого, вузы планируется сделать центрами развития информационного общества - исследовательскими, обучающими и координирующими.

Перейти на страницу: 1 2 3