Задачи кадровой службы

Основными направлениями работы кадрового отдела предприятия в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины являются:

ü Оказание помощи руководителям в активном использовании правовых средств для повышения производительности труда, расходования материальных ресурсов, внедрения передовых форм организации и стимулирования труда;

ü Участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием по вопросам труда и заработной платы;

ü Участие в разработке документов правого характера, регулирующих трудовые отношения на предприятии (правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, положения о производственной бригаде, о совете производственной бригады, о совете бригадиров, паспорте производственной бригады, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы за год, должностные инструкции, коллективный договор и другие документы);

ü Обеспечение соответствия действующему законодательству предоставляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, распоряжений, инструкций, стандартов предприятия и других правовых актов;

ü Осуществление контроля за соответствием требованиям действующего законодательства приказов и других правовых актов по трудовым вопросам, изданных руководителями структурных подразделений предприятия, производственных (структурных) единиц объединения;

ü Оказание юридической помощи хозяйственным руководителям и специалистам в использовании правовых средств для укрепления трудовой дисциплины, правильного применения предусмотренных законодательством мер ответственности за прогулы, опоздания, другие нарушения дисциплины, при взыскании с виновных лиц материального ущерба, причиненного предприятию;

ü Оказание юридической помощи профсоюзному комитету предприятия, комиссии по трудовым спорам, товарищескому суду и общественным организациям, действующим в трудовом коллективе;

ü Оказание трудовому коллективу юридической помощи в осуществлении им своих полномочий;

ü Пропаганда и разъяснение действующего законодательства о труде в трудовом коллективе предприятия.

Принимая участие в разработке и заключении коллективного договора кадровому отделу следует обращать внимание на то, чтобы он не противоречил Закону РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года и действующему законодательству о труде.

Особое место в коллективных договорах должны занимать вопросы охраны труда: планы соответствующих мероприятий, средства, выделяемые на их осуществление; перечни работников, которым выдаются средства коллективной и индивидуальной защиты, а также работников с тяжелыми, вредными особо вредными условиями труда с указанием конкретных льгот по каждой профессии (сокращение рабочего времени, продолжительность дополнительных отпусков, размеры повышения заработной платы и др.).

В коллективные договора должны быть включены нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое указание на обязательность их закрепления в коллективном договоре. Например, межразрядная разница при оплате труда рабочих – сдельщиков выплачивается при условии, что это предусмотрено коллективным договором (ст. 86 КЗоТ).

в коллективные договоры отдельных предприятий включаются положения о дополнительных льготах членам профсоюза, заключившего этот договор. Если они предоставляются за труд и за счет предприятия, то это означает преимущество одних работников и дискриминацию других по приказу принадлежности к профсоюзу, что запрещено законом (ст. 4 Закона СССр «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»). Профсоюз в праве предоставлять своим членам дополнительные льготы за счет собственных средств.

Оказывая помощь профсоюзному комитету предприятия в осуществлении им своих функций в области контроля за соблюдением законодательства о труде, необходимо руководствоваться рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива утвержденными постановлением Минтруда России от 8 апреля 2008 г. №137. Рекомендации предусматривают, что институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. Определены, представленные им права.

Перейти на страницу: 1 2