Вторая проблема. Если для общей философии менеджмента можно выделить универсальные концепции (постоянное совершенствование, творчество, вовлечение персонала, развитие партнерских отношений и т.д.), то для конкретных методов и инструментов сделать это намного сложнее, если вообще возможно. Путей для реализации универсальных концепций существует много и каждое предприятие должно искать свои собственные решения. И чем больше продвинуто предприятие, тем более уникальным и неповторимым будет его набор подходов, методов, инструментов. При этом сложно сказать, что какой-то из подходов является наилучшим и что его внедрение принесет пользу любому предприятию. Но весьма важное значение имеют отличия в системах ценностей предприятий, в их философии, даже в характере руководителей. Ричард Бренсон, Джек Уелч и Тайити Они, судя по их книгам, являются очень разными людьми с разными ценностями, что не помешало каждому из них создать великие компании, совершенно не похожие друг на друга. Однако в менеджменте часто наблюдаются попытки абсолютизировать какие-то методы и подходы (например, «шесть сигм») или опыт отдельных предприятий (например, Тойоты), объявить их универсальной панацеей и путем к успеху. Слепое следование такой «моде» может принести немало вреда конкретному предприятию. Опыт лучших компаний должен использоваться не для слепого копирования, а для попыток найти свой путь реализации универсальных концепций. Так, отказ от запасов сырьевых ресурсов, эффективно практикуемый лучшими компаниями мира, без соответствующей подготовки может привести к остановке предприятий в бывших советских странах, где еще не сформированы соответствующие условия. Отказ от входного контроля качества для большинства отечественных предприятий связан со значительными рисками, в то время как лучшие компании развитых стран давно уже это практикуют, объединяясь в длинные технологические цепочки, базирующиеся на отлаженных системах управления, высокой степени технологической дисциплины и доверия. Для предприятий постсоветских стран не всегда возможно организовать систематический анализ работы своего оборудования у отечественных потребителей без подготовительной работы, т.к. большинство этих потребителей не собирают соответствующую информацию или относят ее к разряду конфиденциальной.
Невозможность применения лучшей деловой практики может быть обусловлена также спецификой самого предприятия. Так, в фармацевтической отрасли, атомной энергетике, других сферах, отличающихся сложностью технологии и повышенными рисками, ограничены возможности широкого привлечения производственного персонала к обслуживанию технологического оборудования (включая разработку и пересмотр схем такого обслуживания). В фармацевтической промышленности практически невозможно спрогнозировать влияние изменений в продукции на пациента (включая побочные эффекты). А поэтому, хорошо зарекомендовавшее себя в компаниях других отраслей массовое вовлечение персонала в процессы постоянных улучшений продукции, здесь не могут широко практиковаться без проведения длительных исследований. Подобных примеров можно привести много.
Резюме. Чтобы сократить путь, проложенный успешными компаниями, аутсайдеры должны знать лучшую мировую практику и находить для своего совершенствования прогрессивные порой нетрадиционные решения, прежде всего в части менеджмента. Однако во избежание негативных последствий, эти решения, в том числе о прямом использовании опыта продвинутых компаний, должны приниматься осмысленно и с учетом реалий.
Перейти на страницу:
1 2 3