Целью
эмпирического исследования, проведенного нами, было - выявить основные психологические аспекты управления персоналом лечебно-профилактических учреждений (на примере краевой клинической больницы №2 г. Хабаровска).
Основные
задачи исследования:
1. Определить наличие (отсутствие) зависимости стиля управления от индивидуальных свойств личности руководителя (темперамента, акцентуаций, качеств личности).
2. Выявить степени значимости преобладающих компонентов управленческих способностей руководителей в зависимости от пола, образования и стажа работы непосредственно на руководящей должности.
Исходя из поставленных цели и задач, в ходе исследования нами проверялись рабочие гипотезы
о:
1. зависимости стиля управления от темперамента руководителя;
2. зависимости стиля управления от акцентуаций характера руководителя;
3. зависимости эффективности управления от уровня развития качеств личности руководителя;
4. различиях степени значимости преобладающих компонентов в структуре управленческих способностей от пола, возраста и стажа работы руководителей.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты психодиагностики и практической работы в Краевой клинической больнице №2 г. Хабаровска. Выбор экспериментального учреждения был обусловлен результатами пилотажного исследования, которое показало:
а) типичность для лечебно-профилактических учреждений управленческой деятельности врачей-руководителей и старших медицинских сестер;
б) различный уровень профессионального образования врачей-руководителей и старших сестер (высшее и среднее);
в) большой разброс выборки по возрастному показателю;
г) разброс выборки по стажу работы на руководящих и организаторских должностях.
Общее число обследованных - 45 медицинских работников, занимающих руководящие должности.
В качестве социально-демографических характеристик руководителей, связанных с исследованием психологических аспектов управления персоналом лечебно-профилактических учреждений, нами использованы следующие параметры: стаж управленческой деятельности, пол руководителей, уровень профессионального образования руководителей (высшее, среднее). Характеристика основных групп выборки представлена на диаграммах.
На рисунке 1 представлена диаграмма распределения выборки по признаку пола.
Рис. 1.
На рисунке 2 представлена диаграмма распределения выборки по образованию (высшее – среднее).
Рис.2
.
На рисунке 3 представлена диаграмма распределения выборки по стажу работы на руководящих должностях.
Рис.3
В основу отбора инструментальных средств решения задач исследования были положены представленные в первой и второй главах результаты теоретического анализа и оценка потенциала конкретных методик.
В итоге была отобраны методики:
1. Личностный опросник Г.Ю. Айзенка (адаптирован А.Г. Шмелевым) (Приложение 1) для диагностики экстраверсии-интроверсии и типа темперамента.
2. Личностный опросник Г.Шмишека (Приложение 2) для определения акцентуации личности. В соответствии с концепцией К.Леонгарда, положенной в основу разработки опросника, все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом.
3. Тестовая методика «Оценка личных качеств руководителя» для оценки уровня социальной нравственности, духовной, эмоциональной зрелости; социального интеллекта и группового лидерства (Приложение 3).