Стремление к расширению масштабов деятельности является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Однако, чтобы такое расширение происходило тем или иным путем, необходимо, чтобы этот путь был более эффективным по сравнению с возможными альтернативами. 
На протяжении своего существования компании используют различные стратегии развития: от органического роста до сделок по слияниям и поглощениям. В текущем десятилетии интернациональное производство росло преимущественно на основе транснациональных слияний и поглощений, а не путем инвестиций в создание новых филиалов, предприятий, в осуществление новых проектов («инвестиции на зеленой лужайке»). Рассмотрим, почему же компании отдают предпочтение именно этому пути развития, и сравним его со стратегией органического роста 
Органический рост является наиболее распространенным способом корпоративного развития, все компании используют эту стратегию на том или ином этапе развития. Сущность его состоит в том, что накопленная прибыль прошлых лет, а также заемные средства инвестируются в существующий бизнес. Таким способом достигается наращивание производственных мощностей, увеличение числа работающих и соответственно объема реализации продукции и услуг. 
Для стратегии органического роста компаний можно отметить следующие положительные стороны: 
· меньшая степень риска при расширении бизнеса; 
· органический рост имеет своей основой знания, опыт и ресурсы, уже накопленные внутри компании; 
· если рассматривать органический рост как расширение действующего бизнеса, то он представляет собой более дешевый способ развития по сравнению со стратегией слияния и поглощения компаний. 
В то же время можно отметить и ряд отрицательных моментов органического роста как стратегии развития компании: 
· требует намного больше затрат времени для достижения результатов, которые при использовании иных стратегий роста могут быть достигнуты значительно быстрее; 
· представляет ограниченные возможности при диверсификации бизнеса и новые перспективные сферы деятельности ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта внутри компании; 
· при диверсификации деятельности в новые, не связанные с основной, сферы требуется очень длительный период времени (от восьми до десяти лет), чтобы была достигнута точка безубыточности и инвестиции стали приносить прибыль; 
· получение таких стратегически важных активов, как результаты НИОКР, ноу-хау, патенты путем органического роста может потребовать значительных затрат финансовых ресурсов и длительного времени. 
Аналогично рассмотрим положительные и отрицательные стороны слияний и поглощений как стратегии развития компании. 
Преимущества и недостатки слияний и поглощений как стратегии развития компании 
  | Преимущества  | Недостатки  | 
  | § Возможность скорейшего достижения цели 
 § Быстрое приобретение стратегически важных активов 
 § Стратегия способна одновременно ослабить конкуренцию 
 § Достижение синергетического эффекта за счет снижения издержек вследствие экономии на масштабе и устранении дублирующих функций 
 § Выход на новые географические рынки 
 § Быстрая покупка доли рынка 
 § Возможность приобрести недооцененные активы  | § Стратегия связана со значительными финансовыми затратами 
 § Высокий риск в случае неверной оценки компании и ситуации 
 § Сложность интеграции компаний, особенно, если они действуют в разных, незнакомых друг для друга сферах 
 § Возможность возникновения проблем с персоналом купленной компании после реализации сделки 
 § Возможность несовместимости культур двух компаний, особенно при трансграничных поглощениях  |