Существующая в настоящее время система показателей не была ориентирована на распознавание кризисов. Она работала на управление ситуациями последовательного и «неуклонного», как считалось в прошлом в нашей стране, развития. Поэтому крайне необходима разработка новых синтетических показателей, для того, чтобы более точно и своевременно определять вероятность и момент наступления кризисных ситуаций.
Большое значение имеет не только система показателей, отражающая основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования. В современном механизме управления это является наиболее слабым звеном. Речь идёт о методологии распознавания кризисов во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.
При определении кризисных тенденций в политической и социально-экономической сферах необходимо учитывать и использовать четыре подхода:
1. Нормативный подход необходим для того, чтобы определить состояние каждой из этих сфер на момент проведения измерений, в соотношении с принятыми и юридически закреплёнными в данном обществе нормативами.
2. Динамическая модель действующих тенденций в политической и социально-экономической сферах необходима для того, чтобы выявить позитивные и негативные тенденции в её развитии, определить направление в разработке антикризисной стратегии, контролировать её проведение в жизнь и проводить её своевременную корректировку.
3. Сравнительный подход (индексация) позволяет определить причины негативных тенденций в общественной системе, а также учесть влияние макропоказателей на состояние политической и социально-экономической сфер данного сообщества (сравнивать между собой по конкретным показателям можно как разные страны, так и различные части одной страны.
В виду обширности территории России и, как следствие, имеющейся проблемы выравнивания социально-экономических показателей регионов, второй способ представляется особенно важным).
4. Социокультурный подход используется для выявления потенциальных возможностей в совершенствовании политической и социально-экономической сфер и позволяет корректировать воплощение в жизнь антикризисной стратегии с учётом настроений и возможностей населения.
На основе этих подходов вырабатываются системы критериев оценки кризисных ситуаций.
Социально-экономический кризис в стране или отдельных её частях (регионах) выражается в резком ухудшении основных параметров уровня жизни всего населения территории или его большинства и, в случае неспособности государства выйти из него, приводит, как уже говорилось выше, к кризису политической системы.
Можно выделить три основных признака подобных кризисов:
1. падение доходов трудоспособного населения, вследствие чего происходит его маргинализация, обостряется криминальная обстановка на территории;
2. сужение сферы социальной защиты, предоставляемой нетрудоспособным и социально не защищённым группам, в результате чего представители этих групп оказываются на грани вымирания;
3. распад экономических и общественных связей, ведущий к нарушению системы жизнеобеспечения и транспорта, ухудшению здоровья населения, снижению культурных и образовательных стандартов.
Важнейшим шагом в антикризисном управлении является само по себе признание наличия кризиса или предкризисной ситуации в социально-экономической сфере. Этот шаг должен опираться на чётко выработанную систему критериев, определяющих возможности развития таких элементов как социальная структура, социальная инфраструктура, условия жизнедеятельности населения. Каждый из этих элементов должен оцениваться с точки зрения наличия или отсутствия в нём кризисных тенденций.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6