Оценка рынка сбыта продукции

Конкурентоспособность может быть обеспечена наличием собственного сырья (как в масштабах страны и ее металлургического комплекса, так и внутри большинства холдинговых структур), наличием энергетических ресурсов, квалифицированных кадров, капитала и т.д.

Российская металлургия производит стали в два раза больше, чем требует внутренний рынок. Это обусловливает необходимость активных действий по освоению новых и удержанию существующих внешних рынков. Российская сталь конкурентоспособна на мировых рынках, особенно на таких привлекательных с точки зрения цены, как рынки Европы и США.

Сегодня Россия потребляет примерно половину выплавляемой стали. По итогам 2007 года был показан существенно больший, чем в предыдущие годы рост внутреннего потребления (13%). Рост внутреннего рынка, безусловно, приоритетная цель для российских металлургических компаний. Это обусловлено тем, что в отличие от внешнего рынка, доля продукции низкой степени переработки на внутреннем рынке минимальна, поскольку основными потребителями являются не металлургические заводы, осуществляющие дальнейший передел полуфабрикатов, а конечные потребители — машиностроители, строители, ТЭК и т. д. Соответственно, показатель выручки на тонну продукции на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Однако большинство положительных тенденций концентрируется в сфере производства рядовых сталей общего назначения. Потребление специальных сталей и сплавов в России растет гораздо более медленными темпами, особенно это касается нержавеющих сталей — самого массового вида металлопродукции специального назначения.

Российский экспорт составляет чуть менее 10% мировой торговли сталью. Это достаточно много. Рентабельность металлургического производства в России, несмотря на повышенную ресурсо- и энергоемкость, не ниже чем в Европе и США, что, по-видимому, и позволяет российским компаниям покупать там предприятия-банкроты, осуществлять на них поставку полуфабрикатов и торговать готовым прокатом на привлекательных с точки зрения цены рынках, в обход квот и пошлин. Таким образом, с позиций мировой металлургии, российская металлургия сохранит в краткосрочной перспективе высокую конкурентоспособность. Основные факторы — обеспеченность сырьем, наличие каналов проникновения на зарубежные рынки (через собственные предприятия на этих рынках), низкая стоимость рабочей силы и т.д.

Рынок металлопродукции в России в настоящее время, в основном, сложился и имеет стабильный характер.

Экспортные поставки металлопродукции обусловливают увеличение затрат на ее производство и реализацию, поэтому при стабильных мировых ценах на металл для покрытия дополнительных экспортных затрат предприятия-производители вынуждены идти на увеличение цен на металлопродукцию, отпускаемую на внутреннем рынке. Объемы экспортных поставок ОАО «ММК» ниже, чем у других ведущих отечественных производителей (в частности, ОАО «Северсталь» ОАО «НЛМК»). Из этого следует, что реализация продукции ОАО «ММК» на российском рынке возможна по более низким ценам по сравнению с соответствующими ценами конкурентов, что создает предпосылки для расширения рынка, привлечения новых потребителей и стабилизации финансового положения.

Так, сбыт продукции ОАО «ММК» осуществляет через оптовые базы, дилерские конторы и представительства. При этом используются следующие формы расчетов:

- взаимозачет, как правило, по максимальным ценам;

- аккредитив;

- через платежные требования;

- по товарным векселям ОАО «ММК», предусматривающим скидку 7%;

- по банковским векселям, предусматривающим скидку 17-18%.

Ценовая политика предприятия основана на результатах маркетингового исследования рынка, производственного потенциала предприятий и ценовой политике конкурентов. Доминирующее направление на максимальный охват и извлечение максимальной прибыли от производства и реализации продукции, при этом основные усилия сосредоточиваются на снижении издержек производства и обращения.

Номенклатура продукции ОАО «ММК» значительно шире, чем у основных конкурентов, что позволяет привлечь потребителей и расширить сбыт.

Следовательно, маркетинговый план ОАО «ММК» должен предусматривать использование новых форм поставок, изыскание возможностей поставки более дешевого и качественного сырья и материалов, приобретение новых сырьевых баз.