Любое предприятие функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка предприятие получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое. 
Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги. 
Для проведения подобного анализа можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы). 
Такие матрицы приведены в виде таблицы 3.3.1 и таблицы 3.3.2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для предприятия: высокое, среднее, низкое. 
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. 
Таблица 3.
1
.
 -
 Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды 
  |  
 Вероятность 
 Воздействие   |   
 Высокая   |   
 Средняя   |   
 Слабая   |  
  |  
 Сильное   |   
 Улучшение уровня жизни населения; 
 Изменение рекламных технологий   |   
 Появление новых поставщиков   |   
 Снижение налогов и пошлин   |  
  |  
 Умеренное   |   
 Разорение и уход фирм-продавцов; 
 Развитие информационной отрасли   |   
 Снижение цен на сырье и готовую продукцию; 
 Совершенствование менеджмента   |   
 Уменьшение императивных норм законодательства; 
 Снижение безработицы   |  
  |  
 Слабое   |   
 Неудачное поведение конкурентов; 
 Изменения моды   |   
 Совершенствование технологии производства   |   
 Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей   |  
 
 
Таблица 
3.
2
.
 -
 Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды 
  |  
 Вероятность 
 Воздействие   |   
 Высокая   |   
 Средняя   |   
 Низкая   |  
  |  
 Сильное   |   
 Изменение правил ввоза продукции   |   
 Сбои в поставках продукции; 
 Рост темпов инфляции; 
 Появление товаров-субститутов   |   
 Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; 
 Скачки курсов валют   |  
  |  
 Умеренное   |   
 Снижение уровня жизни населения; 
 Рост налогов и пошлин   |   
 Изменение покупательских предпочтений; 
 Ужесточение законодательства   |   
 Появление принципиально нового товара; 
 Появление новых концернов   |  
  |  
 Слабое   |   
 Изменение уровня цен; 
 Рост безработицы   |   
 Появление новых фирм на рынке; 
 Усиление конкуренции   |   
 Национализация бизнеса; 
 Ухудшение политической обстановки   |