Тип услуг

№ п/п

Наименование

Количество по годам

1997 г.

1998 г.

1999 г.

обрезка актинидии весной

2000 г.

2001 г.

на 01.11

Всего

1

Бизнес-планы

13

94

70

28

17

222

2

Разработка уставов

4

18

16

12

7

59

3

Содействие в микрокредитах

     

59

32

91

Сокращение числа подготовленных за год бизнес-планов обусловлено следующими факторами:

– повышение требований кредитных учреждений к качественной проработке бизнес-планов, к документальному подтверждению залогового обеспечения;

– повышение цены услуги с 350 руб. (декабрь 1998 г.) до 5380 руб.;

– увеличение затрат рабочего времени на разработку бизнес-плана.

Отсюда можно сделать вывод, что в денежном выражении доходов ИКЦ, как структурное подразделение НЗБИ, только выиграло. При это выросло качество выполнения услуг.

На рынке г. Новошахтинска НЗБИ занимает лидирующее положение в предоставлении вышеперечисленных услуг, что обусловлено:

– высокой квалификацией специалистов, прошедших обучение современным технологиям антикризисного управления;

– наличием продолжительного опыта по сотрудничеству с Администрацией города в вопросах разработки и реализации СПРГ;

– постоянным повышением квалификации и навыков сотрудников;

– отличным знанием рынка консалтинговых услуг;

– постоянными контактами с ведущими международными и российскими организациями, аккумулирующими передовой опыт поддержки предпринимательства и консалтинговых услуг;

– формированием предложений новых услуг, соответствующих самым современным потребностям рынка;

– богатым опытом работы с инициаторами инвестиционных проектов и с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций.

Учитывая все особенности социально-экономического положения города с самого момента формирования НЗБИ, основной его задачей являлась разработка Стратегического Плана Развития города (СПРГ), а также его внедрение, мониторинг и корректировка, что предполагало тесное сотрудничество с Администрацией города, Наблюдательным Советом, городским Центром занятости, Попечительским Советом фонда, Конкурсной комиссией, Руководящим комитетом и рабочими группы по разработке СПРГ, представителями проекта МЕРИТ (

TASIS) и Фондом местного развития.

В задачи НЗБИ как элемента системы развития территории входило:

– разработка, внедрение и мониторинг СПРГ;

– поддержка субъектов малого и среднего бизнеса;

– поиск инициаторов инвестиционных проектов;

– отбор и продвижение проектов;

– привлечение инвестиций;

– разработка предложений по реструктуризации действующих предприятий.

Таким образом, НЗБИ, после его объединения с АМР, является ключевым звеном – непосредственным разработчиком и исполнителем СПРГ, то есть механизмом реализации политики администрации города по развитию бизнеса и возрождению города. Отсюда исходит самый тесный характер взаимоотношений между НЗБИ и администрацией. При этом НЗБИ, в свою очередь, является одним из разработчиков этой же самой политики Администрации (и разработки СПРГ в целом).

Это обусловлено тем, что при разработке предложений по общей политике города в вопросах развития бизнеса НЗБИ опирается на предложения обширного круга предприятий, организаций, предпринимателей и физических лиц, как учредителей некоммерческого партнерства, так и клиентов НЗБИ, а также на мониторинг ситуации.

Равноправное участие учредителей некоммерческого партнерства НЗБИ в обсуждении всех возможных направлений по поддержке предпринимательства и развитию города, а также участие в деятельности рабочих групп по разработке СПРГ, еще более широкого круга юридических и физических лиц, обеспечивает в конечном итоге возможность консолидации интеллектуального потенциала и социальное партнерство всех социальных групп населения города

Самому тесному характеру взаимоотношений НЗБИ с Администрацией города, Администрацией Ростовской области и с Министерством Энергетики РФ, в лице государственного учреждения «Соцуголь» способствует тот факт, что именно НЗБИ является уполномоченным органом Администрации города, осуществляющим обслуживание средств государственной поддержки угольной отрасли, выделяемой городу, в связи с реструктуризацией этой отрасли по программам местного развития.

Важность этого момента заключается в том, что эти средства являются на данном этапе (с 1997 года по настоящее время) чуть ли не единственным реальным источником финансирования всех мероприятий по поддержке малого бизнеса и по реализации более крупных инвестиционных проектов.

Именно за счет этих средств в свое время были созданы и НЗБИ и МФ ПМП и до настоящего времени часть средств господдержки город продолжает направлять на финансирование части затрат НЗБИ и на пополнение фонда.

Можно констатировать, что у НЗБИ тесные и выгодные для обеих сторон взаимоотношения, как с органами власти, так и с организациями-учредителями.

Это, конечно, важно для успешной текущей деятельности и стабильности в будущем. Однако не все так уж гладко, особенно с точки зрения стабильности. Тот факт, что основным внешним источником для НЗБИ являются средства господдержки, которые выделяются Администрацией и Наблюдательным Советом города для софинансирования его текущей деятельности, имеет и отрицательные стороны:

– во-первых, средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город;

– во-вторых, так как это не бюджетные средства города, а все-таки внешние средства для города, все эти годы отсутствовало четкое определение соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города или с размером убытков НЗБИ, из-за того, что он вынужден в своей ценовой политике учитывать интересы города.

Все средства выделяются, конечно, строго по сметам, заранее просчитанным и согласованным, но все же это не одно и то же, если бы город оплачивал Бизнес-инкубатору из своих средств по конкретным договорам за конкретные услуги или за конкретный вид разработок.

Сейчас, по прошествии более 5-ти лет видятся другие схемы взаимоотношений и уже готовится обоюдное предложение по их изменению, а именно созданию Бизнес-центра на базе НЗБИ, где Администрация будет выглядеть уже как один из клиентов Бизнес-центра.

При этом Администрация не потеряет своего влияния на Бизнес-центр, но это позволит более четко разграничить услуги на требующие и не требующие финансовой поддержки муниципалитета.

В случае перехода на такую схему взаимоотношений возможно и сокращение объемов софинансирования и степени самих взаимоотношений.

Но все же общее понимание важности совместно проводимой работы по поддержке предпринимательства и развития города должны сохранить основы сотрудничества, а более четкое разделение функций по источникам финансирования будет способствовать быстрейшему переходу НЗБИ на самофинансирование.

Этому естественно уже в большей мере способствует и сама социально-экономическая обстановка в городе.

Как бы там ни было, уже проделанная работа и общее улучшение экономической ситуации в стране приносят реальные результаты. Потенциальных клиентов НЗБИ, которым требуется его услуги, а главное способных и готовых за них платить становится все больше.

В новых условиях появляется необходимость в новых видах услуг НЗБИ, в изменении приоритетов осуществляемых услуг, в изменении услуг, в изменении структуры НЗБИ и опять же во взаимоотношениях с органами власти и организациями – учредителями.

Состояние рынка

Таблица 7. Динамика экономических показателей г. Новошахтинска (1 пол. 2001 г. – 1 пол. 2002 г.)

№ п/п

Показатели

I полугодие

2002 г.

I полугодие 2001 г.

I полугодие 2002 г. к I полугодию 2001 г

1.

Общий объем выпуска продукции, работ, услуг по полному кругу предприятий, (млн. руб.)

871,5

451,5

193,0%

2.

Объем выпуска продукции, работ, услуг по крупным и средним предприятиям (млн. руб.)

755,2

393,0

192,2%

 

Удельный вес в общем объеме, (%)

86,7%

87,1%

 

3.

Объем выпуска продукции, работ, услуг по Малым предприятиям и предпринимателям, (млн. руб.)

116,2

58,5

198%

 

Удельный вес в общем объеме (%)

13,3%

12,9%

 

4.

Выпуск промышленной продукции, (млн. руб.)

650,4

301,9

215,4%

 

Удельный вес в общем объеме (%)

74,6%

66,9%

 

5.

Индекс физического объема по выпуску промышленной продукции

193,3%

100,1%

193%

Трудовые ресурсы:

Постоянное население города составляет – 117,8 тыс. человек

I

. Занято в народном хозяйстве – 28,1 тыс. чел., в том числе:

1.

В материальном производстве – 14,9 тыс. человек, из них в промышленности – 11,2 тыс. чел.

2. В непроизводственной сфере занято – 9,7 тыс. человек, в том числе:

– жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание – 1,4 тыс. человек;

– образование – 3,3 тыс. чел. (из них 1317 чел. – педагоги);

– здравоохранение и спорт – 2,8 тыс. чел. (из них 255 чел. – врачи);

– культура – 0,4 тыс. чел.

– частные предприниматели – 3,5 тыс. человек.

II

. Незанятое население города составляет – 89,7 тыс. человек, в том числе:

1.

Нетрудоспособное население – 53,8 тыс. человек, из них:

– дети и подростки (до 16 дет) – 17,5 тыс. человек;

– неработающие пенсионеры – 36,3 тыс. человек.

2.

Трудоспособное население – 35,9 тыс. человек, из них:

– школьники, учащиеся ПТУ, студенты – 3,4 тыс. чел.;

– желающие и готовые приступить к работе – 9,2 тыс. чел. (из них 0,5 тыс. чел. признаны безработными);

– незанятые в отраслях экономики города – 23,3 тыс. чел., т.е. это люди, работающие в личном хозяйстве или за пределами города и при благоприятных условиях могут быть задействованы в экономике города.

Земельные ресурсы:

Свободные земли под жилую застройку, из них:

69,8 га

-под многоэтажную застройку

54,8 га

-под низкоплотную застройку

9,5 га

-под коттеджную застройку

5,5 га

Земли, временно отданные под огороды горожан и подсобные хозяйства предприятий, использование которых возможно для растениеводства

593 га

Земли, закрепленные за сельхоз. Предприятиями и фермерами (возможно частичное использование по договору аренды для растениводства)

6 569 га

Свободные земли под промышленную застройку (3 промзоны)

149 га

Промышленные зон

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8