Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД

Актуальность исследования

Результаты многочисленных исследований показывают, что образ сотрудников ГИБДД в сознании автолюбителей характеризуется негативно, связан со взятничеством, профессиональной некомпетентностью.

Несмотря на требования приказа, регламентирующего деятельность сотрудника ГИБДД, признающего одним из основных направлений деятельности ОВД «повышение уровня защищенности граждан от ДТП и из последствий, укрепление доверия со стороны участников дорожного движения к сотрудниками ГИБДД», на практике по-прежнему преобладающей является административно-надзорная деятельность по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

В наше время повышается интерес к управлению транспортным средством, большое количество населения обучается.

В связи с этим частота контактов сотрудников ГИБДД и автолюбителей возросли.

Возрастает интерес к исследованию взаимоотношений сотрудников и автолюбителей, представлению сотрудников, их образу в сознании автолюбителей. Здесь неотъемлемой составляющей является имидж сотрудников. Но данная характеристика снижена, в частности, сотрудников ГИБДД, имидж которых во многом зависит от внешних признаков, социально-психологической компетентности; профессионализма.

Поэтому правоохранительным организациям стоит уделить внимание имиджу сотрудников, их самопрпезентации (профессиональная работа психолога в организации), чтобы обеспечить положительный образ в сознании автолюбителей. Необходимо повышение правовой и психологической культуры сотрудников с одной стороны и формирование адекватного образа в сознании автолюбителей с другой, плюс объективная презентация сотрудников СМИ для повышения их профессионального имиджа.

Объект исследования: автолюбители с разным водительским стажем (в возрасте от 18 до 50 лет).

Предмет исследования: психологические особенности содержания представлений образа сотрудника ГИБДД.

Цель исследования: изучение психологических представлений образа сотрудника ГИБДД в сознании автолюбителей с разным водительским стажем, выявление условий, направленных на повышение имиджа сотрудника ГИБДД.

Гипотеза исследования:

Образ сотрудника ГИБДД в сознании автолюбителей зависит от стажа вождения: чем больше водительский стаж, тем образ сотрудника ГИБДД позитивней, более сглаженный. Негативная окраска связана с отрицательно окрашенными социальными представлениями о профессиональной деятельности и особенностями личности сотрудников ГИБДД.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ сложившихся в психологической литературе подходов к исследованию

2. Выявить психологические особенности образа сотрудника ГИБДД в двух выборках: автолюбителей 1 группы (со стажем от 0 до 7 лет) и 2 группы (со стажем 8 до 20 лет).

Методологической и теоретической основой исследования послужили: теоретические принципы деятельностного подхода к развитию представлений в индивидуальном сознании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Д.А. Леонтьев), понимание обыденного сознания в психологической литературе (С.М. Московичи, Н.А. Мусхелишвили, В.А. Шкуратов, А.Г. Шмелев).

Методами исследования выступили:

Семантический дифференциал, методика «Незаконченные предложения», ассоциативный эксперимент, проективная методика «Завершение рисунка», методы математической обработки результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе исследуются представления о сотруднике ГИБДД как составляющие имиджа сотрудника у автолюбителей с разным водительским стажем.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в решение более общей проблемы имиджа сотрудников правоохранительных органов.